1. РаЭмО: Рационально-эмоциональное обучение (Русский Whole Brain Teaching)
1) Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого…
– Tomorrow we’ll have a Whole Brain Teaching lesson.
– Ура-ааааааааааа!
И я знаю: завтра дети спрячут термометр, только бы попасть на этот урок!
Whole Brain Teaching – даже не методика. Это всего лишь техника, простая, как колесо. Освоить её так же легко, как трудно поверить, какие вселенские за ней перспективы! Она безотказно работает на любом предмете, в любой аудитории, с любым возрастом.
Принцип таков:
Я делю класс на две или три группы.
“My left-hand students” пересаживаются на одну сторону,
“right-hand” – на другую.
Одни читают (или смотрят) одну информацию,
другие – другую, по той же теме.
А потом садятся друг с другом
и ОБУЧАЮТ друг друга тому, что только что узнали.
А затем учитель задает вопросы: что рассказал вам партнер?
Или просит вместе составить план, таблицу, разработать рекомендации, или написать эссе, пересказать – что угодно!
Фишка в том, что информацию ученик познаёт не от учителя, не из учебника, опостылевшего до смерти, а от своего товарища, такого же ученика. На равных — спрашивая, уточняя, споря…
А учитель – «как хозяин прядильной мастерской» — ходит между партами и регулирует громкость беседы, корректирует тему, подпитывает новыми мыслями.
Но главное! Мы всегда запоминаем 10% из того, что читаем, зато 90% из того, чему ОБУЧАЕМ. Вот почему школьную программу на 100% усваивают только учителя!
Ну разве не очевидно, что нужно дать возможность школьникам учить друг друга?!
Такая техника существует больше 10 лет и детально отработана. Чтобы её освоить, нужно запомнить несколько простейших правил. Дальше она работает за нас!
Но к делу.
Вот пример применения Whole Brain Teaching в американской школе – “Сrazy Professor Reading Game”:
http://www.youtube.com/watch?v=8xFcUPQ_z_8&t=70s
2) Whole Brain Teaching (РАЭМО) в русскоязычной школе
Как видим, на Западе Whole Brain Teaching применяют на родном языке.
А я адаптировала её к обучению языкам иностранным.
Я читаю элективный курс «Английский для гидов» — и вот уже несколько лет применяю технику РАЭМО практически на каждой теме.
В начале учебного года я знакомлю десятиклассников с Whole Brain Teaching:
https://www.youtube.com/watch?v=8nFSdiw0u0E
Через несколько минут мои десятиклассники впервые работают в этой технике:
https://www.youtube.com/watch?v=RC2WSXO_3Tw
Эпизод РАЭМО из другого урока:
https://www.youtube.com/watch?v=UZ7g49_bRi0
Однако на русскоязычных просторах понятие “Whole-brain teaching” даже не переведено.
Сохраняя в названии дух самой техники, предлагаю термин – Рационально-эмоциональное обучение, или РаЭмО.
Почему «Рационально-эмоциональное»? Почему «Whole Brain»?
Эта интерактивная техника включает работу всего мозга, обоих его полушарий – «ratio» и «emotion». В течение 20 — 25 минут ученик переключает работу мозга несколько раз.
Когда ученик получает информацию (читает, слушает, смотрит), в его мозгу напряжённо работает (условно говоря) левое полушарие. Впитывает он тщательно, не формально, а заинтересованно, ибо знает, зачем: не для какой-то там невидимо-далёкой цели стать грамотным человеком, гармонично развитой личностью или путешествовать по миру, а чтобы через пять минут рассказать всё изученное своему партнёру и не опозориться.
Но после такого интеллектуального броска через несколько минут нужно сменить вид деятельности. Как выстрел звучит команда учителя: “Teach!”
И дети, напружинившись счастливым предвкушением собственной педагогической значимости, бросаются в стихию противоположную – начинают объяснять, рассказывать, импровизировать, размахивать руками, кричать и смеяться строго по теме, спрашивать и мгновенно находить красивые ответы, и правое полушарие мозга – интуитивно-эмоционально-творческое – работает на полную мощь!
За пять минут тема переходит из мгновенной памяти — в долгосрочную.
Слух перерастает в дух, зрение – в прозрение.
Но как только ученики в целом изговорились, начинают срываться на посторонние темы, долго думать, когда сами собою гаснут диалоги, а левое полушарие изголодалось по скрупулёзному последовательному усвоению информации, на выручку приходит своевременная команда учителя: «Кла-асс!!» И разгорячённые, опустошённые, счастливые ученики обрывают дискуссии на полуслове ответом: «Ye-e-e-s!!!»
Но дальше – самое интересное! Ученики меняются ролями. Кто слушал — объясняет, а кто минуту назад был учителем, внимательно слушает и вникает изо всех сил.
И венец всему — самая сложная, но оттого и самая-пресамая интересная работа: как в мозаике, из двух частей нужно сложить целое. Ведь каждый изначально получил ровно половину информации, необходимой для выполнения вполне практической задачи, а половину — узнал от партнера, и дальше путем сравнения и анализа надо составить полноценную картину. Это все равно, что решить заковыристую головоломку.
Работа мозга всё время переключается с левого полушария на правое, и снова на левое…
С эмоционального – на рациональное, и обратно.
Неутомимый мозг подростков нагружен до предела, именно поэтому работа в технике РАЭМО так нравится им!
Ведь согласитесь, у нас сложился стереотип, что старшеклассники не хотят работать, ленятся думать, не любят говорить. Применение РАЭМО опрокидывает его — лентяи работают, молчуны — рассказывают!
3) Пирамида обучения
Согласно исследованиям психологов, в среднем мы усваиваем:
20% из того, что слышим;
30% из того, что видим;
50% из того, что обсуждаем;
75% из того, что применяем на практике;
90% из того, ЧЕМУ УЧИМ.
А теперь вспомните, как реагируют учителя на «разговоры в классе» (из которых большая часть – по теме)?
Сколько минут ученику позволяется ГОВОРИТЬ на уроке?
И это лишь тем счастливцам, кого вызвали «к доске».
А остальные?
И нам ли удивляться косноязычию выросшего поколения?
А между тем — какой навык применяется в жизни КАЖДОГО человека чаще всего?
Вычисление расстояния до Альфы Центавры?
Расчёт массовой доли ядра урана для превращения атома в Чернобыль?
Или всё-таки – речь, РИТОРИКА?
Не каждый ли день наша судьба зависит от того, насколько мы сумели обворожить собеседника, грамотно расспросить, обучить, рассказать, убедить, растрогать?
И где, если не в школе, каждый может и должен освоить этот элементарный необходимийший человеческий навык?
И как ещё его освоить, если не постоянным говорением, пересказыванием, обсуждением?
И разве в наших далеко не барских условиях говорить одновременно — не единственный способ развить речь, заодно прихватив знания на всю жизнь без тени зубрёжки?
4) Традиционные методики против РАЭМО
В ХIХ веке, с его неспешно-вальяжным образом мышления, с его культурными мотивациями, понятиями о престиже и уме, — традиционные методики действовали.
В ХХ они уже начали устаревать, но в подлатанном виде худо-бедно ещё использовались.
Но в век информационного шквала и реверса мотиваций, в век, когда педагог практически перестал быть источником информации, когда любой двоечник с интернетом под партой запросто «обует» учителя с самым красным дипломом Оксфордского университета, все привычные методы заучивания подлежат беспощадной утилизации.
От старой школы, где ученикам запрещено говорить и незачем думать, где срезается их природное стремление к познанию мира через игру, — от такой школы остался один вред, и ходить в неё опасно. Ученики это отлично понимают, потому и дисциплина падает, и мотивация на нуле.
Понимают и учителя, что новый век просит кардинально новые техники обучения. Где не учитель заставляет слушать и запоминать, а УЧЕНИКИ ПРОСЯТ учителя поиграть ещё. Где дисциплина — железная, но ученики её не замечают, потому что весь урок – это ИГРА, горячее личное общение, большой маскарад, в котором каждый чувствует себя как на сцене, без риска быть осмеянным. Где молчаливый — раскрепощается и обретает дорогу в мир; где активный не «мешает вести урок», а распаляет энергию, помогает и учителю и одноклассникам.
И все – все ученики и учитель – получают массу удовольствия, помноженного на опыт и знания.
Вот и сформулировалась сама собою суть РАЭМО.
5) Педагогические триединство
Всем уже давно объяснили, что по стилю восприятия информации ученики делятся на три примерно равные группы:
• «audio-learners», кому легче запоминать услышанное;
• «visual-learners», у которых глаз-алмаз;
• «kinesthetic-learners» – те, кто должен ощупать, повторить движение.
Больше всего у нас страдают именно те, кто воспринимают мир в кинестетике, в жестах, кому надо потрогать, переставить, разобрать… Это главные страдальцы у традиционных учителей. Если мы всё время вещаем и иногда вспоминаем про наглядность, то «деловщики» остаются за бортом.
На всех мастер-классах я не устаю призывать: «Teachers’ task is to please all types of learners». Вот мы строим урок, чтобы интересно и хорошо было всем: треть урока рассказываем (зрительные с моторными терпеливо ждут), треть – показываем (теперь заскучали слуховики), и ещё иногда встаём побегать-проветриться (чтобы ожили наконец те, кто познает мир через движение и жест).
Что же предлагает Whole-Brain Teaching?
Ах, оно и здесь — чудо!
Сначала ученик читает или смотрит.
Потом слушает — партнера.
И очень важно, чтобы каждый ученик подкреплял свой рассказ жестами.
6) Заключение
Я узнала о технике Whole Brain Teaching на 25-м году педагогической практики, когда считала уже, что вряд ли найду в методике что-то новое.
Я применяю этот метод с учениками десятых, одиннадцатых, первых и пятых классов. Во всех возрастных группах он работает отменно. Каждый такой урок заканчивается хором детских голосов: «Когда мы снова будем учить друг друга?»
И я поняла: как бы мы ни были уверены в своём опыте и способностях, как бы высоко нас ни ценили коллеги, друзья и даже ученики, сколько бы наград ни украшали наш ящик, в жизни всегда есть место новому. Только глаза и уши надо держать открытыми!
Вот мастер-класс основателя этой техники Криса Бифла — подготовка Whole-brain-учителей:
Eric Jensen. «Teaching with the Brain in Mind».pdf — Это книга о психологических механизмах обучения. Кто прочёл статью Whole Brain Teaching, тому будет интересна и эта книга. WBT — это практическое применение этих механизмов.
Right Brain or Left Brain? — A scientific article
TED speach about teenager’s brain — Why do teenagers seem so much more impulsive, so much less self-aware than grown-ups? Cognitive neuroscientist Sarah-Jayne Blakemore compares the prefrontal cortex in adolescents to that of adults, to show us how typically “teenage” behavior is caused by the growing and developing brain.