1. РаЭмО: Рационально-эмоциональное обучение (Русский Whole Brain Teaching)

1) Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого…

    – Tomorrow we’ll have a Whole Brain Teaching lesson.

    – Ура-ааааааааааа!

    И я знаю: завтра дети спрячут термометр, только бы попасть на этот урок!

    Whole Brain Teaching – даже не методика. Это всего лишь техника, простая, как колесо. Освоить её так же легко, как трудно поверить, какие вселенские за ней перспективы! Она безотказно работает на любом предмете, в любой аудитории, с любым возрастом.

Принцип таков:

Я делю класс на две или три группы.

“My left-hand students” пересаживаются на одну сторону,

“right-hand” – на другую.

Одни читают (или смотрят) одну информацию,

другие – другую, по той же теме.

А потом садятся друг с другом

и ОБУЧАЮТ друг друга тому, что только что узнали.

А затем учитель задает вопросы: что рассказал вам партнер? 

Или просит вместе составить план, таблицу, разработать рекомендации, или написать эссе, пересказать – что угодно!

Фишка в том, что информацию ученик познаёт не от учителя, не из учебника, опостылевшего до смерти, а от своего товарища, такого же ученика. На равных — спрашивая, уточняя, споря…

А учитель – «как хозяин прядильной мастерской» — ходит между партами и регулирует громкость беседы, корректирует тему, подпитывает новыми мыслями.

Но главное! Мы всегда запоминаем 10% из того, что читаем, зато 90% из того, чему ОБУЧАЕМ. Вот почему школьную программу на 100% усваивают только учителя!

Ну разве не очевидно, что нужно дать возможность школьникам учить друг друга?!

Такая техника существует больше 10 лет и детально отработана. Чтобы её освоить, нужно запомнить несколько простейших правил. Дальше она работает за нас!

 Но к делу.

Вот пример применения Whole Brain Teaching в американской школе – “Сrazy Professor Reading Game”:

http://www.youtube.com/watch?v=8xFcUPQ_z_8&t=70s

 2) Whole Brain Teaching (РАЭМО)  в русскоязычной школе

Как видим, на Западе Whole Brain Teaching применяют на родном языке.

   А я адаптировала её к обучению языкам иностранным.

       Я читаю элективный курс «Английский для гидов» — и вот уже несколько лет применяю технику РАЭМО практически на каждой теме.

В начале учебного года я знакомлю десятиклассников с Whole Brain Teaching:

https://www.youtube.com/watch?v=8nFSdiw0u0E

 Через несколько минут мои десятиклассники впервые работают в этой технике:

https://www.youtube.com/watch?v=RC2WSXO_3Tw

 Эпизод РАЭМО из другого урока:

https://www.youtube.com/watch?v=UZ7g49_bRi0

      Однако на русскоязычных просторах понятие “Whole-brain teaching” даже не переведено.

Сохраняя в названии дух самой техники, предлагаю термин – Рационально-эмоциональное обучение, или РаЭмО.

 Почему «Рационально-эмоциональное»? Почему «Whole Brain»?

 Эта интерактивная техника включает работу всего мозга,  обоих его полушарий – «ratio» и «emotion». В течение 20 — 25 минут ученик переключает работу мозга  несколько раз.

 Когда ученик получает информацию (читает, слушает, смотрит), в его мозгу напряжённо работает (условно говоря) левое полушарие. Впитывает он тщательно, не формально, а заинтересованно, ибо  знает, зачем:  не для какой-то там невидимо-далёкой цели стать грамотным человеком, гармонично развитой личностью или путешествовать по миру, а чтобы через пять минут рассказать всё изученное своему партнёру и не опозориться.

 Но после такого интеллектуального броска через несколько минут нужно сменить вид деятельности. Как выстрел звучит команда учителя: “Teach!”

 И дети, напружинившись счастливым предвкушением собственной педагогической значимости, бросаются в стихию противоположную – начинают объяснять, рассказывать, импровизировать, размахивать руками, кричать и смеяться строго по теме, спрашивать и мгновенно находить красивые ответы,  и правое полушарие мозга – интуитивно-эмоционально-творческое –  работает на полную мощь!

За пять минут тема переходит из мгновенной памяти — в долгосрочную.

Слух перерастает в дух, зрение – в прозрение.

 Но как только ученики в целом изговорились, начинают срываться на посторонние темы, долго думать, когда сами собою гаснут диалоги, а левое полушарие изголодалось по скрупулёзному последовательному усвоению информации,  на выручку приходит своевременная команда учителя: «Кла-асс!!» И разгорячённые, опустошённые, счастливые ученики обрывают дискуссии на полуслове ответом: «Ye-e-e-s!!!»

 Но дальше – самое интересное! Ученики  меняются ролями.  Кто слушал — объясняет, а кто минуту назад был учителем, внимательно слушает и вникает изо всех сил.

 И венец всему — самая сложная, но оттого и самая-пресамая интересная работа: как в мозаике, из двух частей нужно сложить целое. Ведь каждый изначально получил ровно половину информации, необходимой для выполнения вполне практической задачи, а половину — узнал от партнера, и дальше путем сравнения и анализа надо составить полноценную картину. Это все равно, что  решить заковыристую головоломку.

 Работа мозга всё время переключается с левого полушария на правое, и снова на левое…

С эмоционального – на рациональное, и обратно.

Неутомимый мозг подростков нагружен до предела, именно поэтому работа в технике РАЭМО так нравится им!

Ведь согласитесь, у нас сложился стереотип, что старшеклассники не хотят работать, ленятся думать, не любят говорить. Применение РАЭМО опрокидывает его — лентяи работают, молчуны — рассказывают! 

 3) Пирамида обучения

Согласно исследованиям психологов, в среднем мы усваиваем:

 10% из того, что читаем;

20% из того, что слышим;Безымянный

30% из того, что видим;

50% из того, что обсуждаем;

75% из того, что применяем на практике;

90% из того, ЧЕМУ УЧИМ.

А теперь вспомните, как реагируют учителя на «разговоры в классе» (из которых большая часть – по теме)?

   Сколько минут ученику позволяется ГОВОРИТЬ на уроке?

      Три? Пять?

    И это лишь тем счастливцам, кого вызвали «к доске».

    А остальные?

    И нам ли удивляться косноязычию выросшего поколения?

    А между тем — какой навык применяется в жизни КАЖДОГО человека чаще всего?

    Вычисление расстояния до Альфы Центавры?

    Расчёт массовой доли ядра урана для превращения атома в Чернобыль?

    Или всё-таки – речь, РИТОРИКА?

    Не каждый ли день наша судьба зависит от того, насколько мы сумели обворожить собеседника, грамотно расспросить, обучить, рассказать, убедить, растрогать? 

    И где, если не в школе, каждый может и должен освоить этот элементарный необходимийший человеческий навык?

    И как ещё его освоить, если не постоянным говорением, пересказыванием, обсуждением?

    И разве в наших далеко не барских условиях говорить одновременно — не единственный способ развить речь, заодно прихватив знания на всю жизнь без тени зубрёжки?

 4) Традиционные методики против РАЭМО

В ХIХ веке, с его неспешно-вальяжным образом мышления, с его культурными мотивациями, понятиями о престиже и уме, — традиционные методики действовали.

В ХХ они уже начали устаревать, но в подлатанном виде худо-бедно ещё использовались.

Но в век информационного шквала и реверса мотиваций, в век, когда педагог практически перестал быть источником информации, когда любой двоечник с интернетом под партой запросто «обует» учителя с самым красным дипломом Оксфордского университета, все привычные методы заучивания подлежат беспощадной утилизации.

     От старой школы, где ученикам запрещено говорить и незачем думать, где срезается их природное стремление к познанию мира через игру, — от такой школы остался один вред, и ходить в неё опасно. Ученики это отлично понимают, потому и дисциплина падает, и мотивация на нуле.

    Понимают и учителя, что новый век просит кардинально новые техники обучения. Где не учитель заставляет слушать и запоминать, а УЧЕНИКИ ПРОСЯТ учителя поиграть ещё. Где дисциплина — железная, но ученики её не замечают, потому что весь урок – это ИГРА, горячее личное общение, большой маскарад, в котором каждый чувствует себя как на сцене, без риска быть осмеянным. Где молчаливый — раскрепощается и обретает дорогу в мир; где активный не «мешает вести урок», а распаляет энергию, помогает и учителю и одноклассникам.

И все – все ученики и учитель – получают массу удовольствия, помноженного на опыт и знания.

Вот и сформулировалась  сама собою суть РАЭМО.

 5) Педагогические триединство

Всем уже давно объяснили, что по стилю восприятия информации ученики делятся на три примерно равные группы:

• «audio-learners», кому легче запоминать услышанное;

• «visual-learners», у которых глаз-алмаз;

• «kinesthetic-learners» – те, кто должен ощупать, повторить движение.

Больше всего у нас страдают именно те, кто воспринимают мир в кинестетике, в жестах, кому надо потрогать, переставить, разобрать… Это главные страдальцы у традиционных учителей. Если мы всё время вещаем и иногда вспоминаем про наглядность, то «деловщики» остаются за бортом.

На всех мастер-классах я не устаю призывать: «Teachers’ task is to please all types of learners». Вот мы строим урок, чтобы интересно и хорошо было всем: треть урока рассказываем (зрительные с моторными терпеливо ждут), треть – показываем (теперь заскучали слуховики), и ещё иногда встаём побегать-проветриться (чтобы ожили наконец те, кто познает мир через движение и жест).

Что же предлагает Whole-Brain Teaching?

Ах, оно и здесь — чудо!

Сначала ученик читает или смотрит.

Потом слушает — партнера.

И очень важно, чтобы каждый ученик подкреплял свой рассказ жестами.

 6) Заключение

Я узнала о технике Whole Brain Teaching на 25-м году педагогической практики, когда считала уже, что вряд ли найду в методике что-то новое.

    Я применяю этот метод с учениками десятых, одиннадцатых, первых и пятых классов. Во всех возрастных группах он работает отменно. Каждый такой урок заканчивается хором детских голосов: «Когда мы снова будем учить друг друга?»

И я поняла: как бы мы ни были уверены в своём опыте и способностях, как бы высоко нас ни ценили коллеги, друзья и даже ученики, сколько бы наград ни украшали наш ящик, в жизни всегда есть место новому. Только глаза и уши надо держать открытыми! 

_____________________________________________
ПРЕЗЕНТАЦИЯ  Whole Brain Teaching по-русски   (.PPT)

Вот мастер-класс  основателя этой техники Криса Бифла —  подготовка Whole-brain-учителей:

http://www.youtube.com/watch?v=eBeWEgvGm2Y

 Материалы:

Eric Jensen. «Teaching with the Brain in Mind».pdf — Это книга о психологических механизмах обучения. Кто прочёл статью Whole Brain Teaching, тому будет интересна и эта книга. WBT — это практическое применение этих механизмов.

Right Brain or Left Brain? — A scientific article

TED speach about teenager’s brain — Why do teenagers seem so much more impulsive, so much less self-aware than grown-ups? Cognitive neuroscientist Sarah-Jayne Blakemore compares the prefrontal cortex in adolescents to that of adults, to show us how typically “teenage” behavior is caused by the growing and developing brain.

Whole Brain Teaching Rules

What is Whole Brain Teaching